Родился 5 декабря 1921 года в селе Красная Слудка (ныне — Добрянский район Пермского края). В 1939 году окончил среднюю школу № 1 города Пермь. В том же году Лядов был призван на службу в Рабоче-крестьянскую Красную Армию. В 1940 году он окончил Челябинское военное авиационное училище лётчиков. С октября 1941 года — на фронтах Великой Отечественной войны.
Подробно узнать о службе Лядова в рядах 511 ОРАП во время войны можно из краткой летописи полка:
«Своё 20-тилетие Лядов ознаменовал первыми боевыми вылетами против наступавших на Москву немецко-фашистских орд. Свои последние полёты на разведку он отметил вступлением в кандидаты нашей славной партии Ленина-Сталина. С первых ноябрьских боёв за Москву и до последнего боевого вылета на разведку экипаж Завадский – Лядов провёл неразлучно. Нет крепче дружбы, возникшей в бою и спаянной безграничной любовью к матери-Родине и лютой ненавистью к её врагам!
Молоопытные в лётном деле, без боевой закалки, она в первых боевых полётах, как птенцы вокруг матки, плотно прижимались к самолёту своего командира звена, неотступно следуя и подражая каждому его движению.
Отечественная война явилась для экипажа суровой школой мужества и отваги. Им пришлось одновременно доучиваться лётному делу и учиться воевать. И, надо сказать, что они оказались образцовыми её учениками, сдавшими экзамен на отлично. Дисциплинированные и скромные на земле они были решительными и самоотверженными в воздухе – в бою. Малозаметные в начале, они вскоре заняли видное место в рядах бойцов нашего полка.
Особенно проявили себя Завадский и Лядов в выполнении боевых заданий по воздушной разведке. Самые трудные и ответственные задания, как фотографирование жел.дор узлов и аэродромов противника, экипаж выполнял со всей тщательностью и решительностью, за что дважды получал благодарность от командования полка. Два раза ими был сфотографирован аэродром Дугино: 6-20 марта 1942 года. Фотоснимок зафиксировала аэродроме 48 самолётов, из них 3 истребителя; 6-го марта 1942 года ими был сфотографирован передовой немецкий аэродром Новое-Село. По фотоснимку, а аэродроме установлено: 41 самолёт, из нах 23 истребителя; зенитных орудий - 3.
20-го марта 1942 года экипаж Завадский – Лядов возвращался с разведывательного полёта. Оставшиеся 4 неиспользованные стокилограммовые бомбы они решили преподнести в качестве «подарка» какому-нибудь «интересному» фашистскому военному объекту, почти у самой линии фронта была жел.дор. станция Гжатск.
Зная «разговорчивый» характер этой станции лётчик Завадский подошёл к станции с тыла и использовал для укрытия редкую облачность. Избежать зенитного обстрела хотя и не удалось, но зато он начался с опозданием. Не обращая внимания на зенитку, штурман Лядов пустил в ход фотоаппарат и стал спокойно прицеливаться. Когда бомбы были сброшены, Завадский нырнул в первое попавшееся облачко и спокойно пересёк линию фронта.
Доклад о результатах разведки и бомбометания был весьма скромным. Но когда проявили фотоплёнку, выяснилось, что на станции Гжатск производиться выгрузка большого количества войск и что две бомбы, сброшенные Лядовым, угодили в самый центр большой колонны немецких солдат, только что выгрузившихся из вагонов и передвигавшихся от станции к городу. Точно определить по фотоснимку, какие потери нанесли две стокилограммовые бомбы гитлеровским мерзавцам, очень трудно, но что убитых и раненых было несколько десятков, в этом можно не сомневаться. А ведь эти потери враг понёс только от двух бомб. Можно теперь представить, какое опустошение в рядах врага произвели бомбардировочные удары экипажа Завадский-Лядов если принять во внимание что они сбросили на голову врага более 60 стокилограммовых бомб.
Всего за период боевой работы лётчик Завадский и штурман Лядов произвели 42 боевых вылета, из них на штурмовку и бомбардирование 30 боевых вылетов и на разведку 12 боевых вылетов. За это время Завадский и Лядов уничтожили ц противника: до 9 танков, до 30 автомашин с пехотой и грузами, до 6 жел.дор. вагонов с войсками и грузами, 5 автоцистерны с горючим, 4 зенитных и полевые оружия, уничтожили до роты пехоты противника. Экипаж участвовал в разгроме немецко-фашистских войск в районах: Клин, Солнечногорс, Рогачев, Яхрома, Волоколамск, Юхнов, Гжатск, Вязьма, Сухиничи и т.д.
Самолёты Пе-2 |
Старший лётчик-наблюдатель 511-го отдельного разведывательного авиационного полка, капитан Григорий Лядов к апрелю 1944 года совершил на самолёте «Пе-2» сто пятнадцать успешных боевых вылетов на дальнюю и ближнюю разведку оборонительных сооружений, скоплений живой силы и боевой техники противника. »
31 мая 1944 года капитан Григорий Лядов погиб в воздушном бою. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 октября 1944 года за «образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм» капитан Григорий Лядов посмертно был удостоен высокого звания Героя Советского Союза. Также был награждён орденами Ленина, Красного Знамени и Отечественной войны 1-й степени.
Похоронен на юго-западной окраине села Сингурены Рышканского района Молдавии (в 8-и километрах северо-западнее города Бельцы), которое переименовано в его честь в село Лядовены, там же установлен бюст Григория Лядова.
В его честь названа улица в Красной Слудке.
Также в его честь названа улица в пгт Петровка Ивановского района Одесской области (где долгое время базировался 511-й Ясский орденов А.Невского и Б.Хмельницкого отдельный разведывательный авиационный полк 24 ВА ВГК).
Очень интересно и познавательно
ОтветитьУдалить