К основному контенту

Григорий Григорьевич Лядов





Родился 5 декабря 1921 года в селе Красная Слудка (ныне — Добрянский район Пермского края). В 1939 году окончил среднюю школу № 1 города Пермь. В том же году Лядов был призван на службу в Рабоче-крестьянскую Красную Армию. В 1940 году он окончил Челябинское военное авиационное училище лётчиков. С октября 1941 года — на фронтах Великой Отечественной войны.


Подробно узнать о службе Лядова в рядах 511 ОРАП во время войны можно из краткой летописи полка:

«Своё 20-тилетие Лядов ознаменовал первыми боевыми вылетами против наступавших на Москву немецко-фашистских орд. Свои последние полёты на разведку он отметил вступлением в кандидаты нашей славной партии Ленина-Сталина. С первых ноябрьских боёв за Москву и до последнего боевого вылета на разведку экипаж Завадский – Лядов провёл неразлучно. Нет крепче дружбы, возникшей в бою и спаянной безграничной любовью к матери-Родине и лютой ненавистью к её врагам!

Молоопытные в лётном деле, без боевой закалки, она в первых боевых полётах, как птенцы вокруг матки, плотно прижимались к самолёту своего командира звена, неотступно следуя и подражая каждому его движению.
Отечественная война явилась для экипажа суровой школой мужества и отваги. Им пришлось одновременно доучиваться лётному делу и учиться воевать. И, надо сказать, что они оказались образцовыми её учениками, сдавшими экзамен на отлично. Дисциплинированные и скромные на земле они были решительными и самоотверженными в воздухе – в бою. Малозаметные в начале, они вскоре заняли видное место в рядах бойцов нашего полка.

      Особенно проявили себя Завадский и Лядов в выполнении боевых заданий по воздушной разведке. Самые трудные и ответственные задания, как фотографирование жел.дор узлов и аэродромов противника, экипаж выполнял со всей тщательностью и решительностью, за что дважды получал благодарность от командования полка. Два раза ими был сфотографирован аэродром Дугино: 6-20 марта 1942 года. Фотоснимок зафиксировала аэродроме 48 самолётов, из них 3 истребителя; 6-го марта 1942 года ими был сфотографирован передовой немецкий аэродром Новое-Село. По фотоснимку, а аэродроме установлено: 41 самолёт, из нах 23 истребителя; зенитных орудий - 3.

20-го марта 1942 года экипаж Завадский – Лядов возвращался с разведывательного полёта. Оставшиеся 4 неиспользованные стокилограммовые бомбы они решили преподнести в качестве «подарка» какому-нибудь «интересному» фашистскому военному объекту, почти у самой линии фронта была жел.дор. станция Гжатск.
Зная «разговорчивый» характер этой станции лётчик Завадский подошёл к станции с тыла и использовал для укрытия редкую облачность. Избежать зенитного обстрела хотя и не удалось, но зато он начался с опозданием. Не обращая внимания на зенитку, штурман Лядов пустил в ход фотоаппарат и стал спокойно прицеливаться. Когда бомбы были сброшены, Завадский нырнул в первое попавшееся облачко и спокойно пересёк линию фронта.

Доклад о результатах разведки и бомбометания был весьма скромным. Но когда проявили фотоплёнку, выяснилось, что на станции Гжатск производиться выгрузка большого количества войск и что две бомбы, сброшенные Лядовым, угодили в самый центр большой колонны немецких солдат, только что выгрузившихся из вагонов и передвигавшихся от станции к городу. Точно определить по фотоснимку, какие потери нанесли две стокилограммовые бомбы гитлеровским мерзавцам, очень трудно, но что убитых и раненых было несколько десятков, в этом можно не сомневаться. А ведь эти потери враг понёс только от двух бомб. Можно теперь представить, какое опустошение в рядах врага произвели бомбардировочные удары экипажа Завадский-Лядов если принять во внимание что они сбросили на голову врага более 60 стокилограммовых бомб.

       Всего за период боевой работы лётчик Завадский и штурман Лядов произвели 42 боевых вылета, из них на штурмовку и бомбардирование 30 боевых вылетов и на разведку 12 боевых вылетов. За это время Завадский и Лядов уничтожили ц противника: до 9 танков, до 30 автомашин с пехотой и грузами, до 6 жел.дор. вагонов с войсками и грузами, 5 автоцистерны с горючим, 4 зенитных и полевые оружия, уничтожили до роты пехоты противника. Экипаж участвовал в разгроме немецко-фашистских войск в районах: Клин, Солнечногорс, Рогачев, Яхрома, Волоколамск, Юхнов, Гжатск, Вязьма, Сухиничи и т.д.

Самолёты Пе-2
Лётчик Завадский и штурман Лядов за период боевых действий заметно выросли и возмужали. Первые боевые полёты они начали рядовыми лётчиками в звании «сержант», а закончили боевую работу один лётчиком командиром, а другой штурманом звена и оба в звании «лейтенант». За успешное выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом мужество и отвагу Завадский и Лядов награждены правительством орденами «Красное знамя» и медалями «За отвагу». »

Старший лётчик-наблюдатель 511-го отдельного разведывательного авиационного полка, капитан Григорий Лядов к апрелю 1944 года совершил на самолёте «Пе-2» сто пятнадцать успешных боевых вылетов на дальнюю и ближнюю разведку оборонительных сооружений, скоплений живой силы и боевой техники противника. »

31 мая 1944 года капитан Григорий Лядов погиб в воздушном бою. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 октября 1944 года за «образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм» капитан Григорий Лядов посмертно был удостоен высокого звания Героя Советского Союза. Также был награждён орденами Ленина, Красного Знамени и Отечественной войны 1-й степени.

Похоронен на юго-западной окраине села Сингурены Рышканского района Молдавии (в 8-и километрах северо-западнее города Бельцы), которое переименовано в его честь в село Лядовены, там же установлен бюст Григория Лядова.

В его честь названа улица в Красной Слудке.

Также в его честь названа улица в пгт Петровка Ивановского района Одесской области (где долгое время базировался 511-й Ясский орденов А.Невского и Б.Хмельницкого отдельный разведывательный авиационный полк 24 ВА ВГК).

Комментарии

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

Почему Петровка не Буялык

Почему Петровка не Буялык Почему Петровка не Буялык? Что же такое Буялык? Что значит это слово? Откуда взялось? В чью честь названа Петровка? Что бы разобраться во всём по порядку необходимо вернутся на 217 лет назад.    1801 год, в город Одесса из порта города Созополь прибывает судно с группой из 148 человек болгарской и греческой национальности которые были вынуждены покинуть родную землю и стать беженцами из-за угрозы быть убитыми турецкими разбойниками. Принимается решение основательными образом приютить беженцев в 25 и 50 километрах от Одессы. Так были основаны два поселения Большой Буялык (Бывш. Благоево) и Малый Буялык (бывш. Свердлово). Почему Буялык? Всё просто. Сёла, которые пришлось покинуть беженцам, назывались точно так же.  Эти названия были с трепетом и любовью к родным краям были перенесены на Одещину в сердцах беженцев с территории современной Болгарии.  Фрагмент 10-ти верстной карты Европейской Турции (совр. территория Болгарии).1873 год Кючукъ

История основания Петровки

В 20-х годах прошлого века, в нелёгкие годы коллективизации и раскулачивания, на обширной территории вокруг густонаселённого болгарского села Большой Буялык стали появляться артели, объединения людей для совместной обработки больших земельных участков. Позже эти артели будут укрупнены и реорганизованы в колхозы. На земле Большого Буялыка было основано большое количество колхозов. Одним из них был колхоз имени Петровского. Он обрабатывал землю, на которой в последствии будет основана Петровка. Петровка основана в 1927 году около железнодорожной станции Буялык. Основателями и первыми жителями стали выходцы из села Большой Буялык (с 1924 по 2016 Благоево) которые работали в колхозе им. Петровского. На карте Генерального штаба Рабоче-Крестьянской Красной Армии 1929го года Петровка подписана как Пос. Петровского (вероятно поселение называли по названию колхоза). Первой на картах появилась улица Ленина (нынеш. Покровская) Известно, что село Петровка до 1928 года входило в состав